20:43 Современная русская проза в кино: Роман с продолжением | |
8 мая на российские экраны выходит достаточно редкий зверь — экранизация современной российской прозы. Это «Восьмерка» по повести Захара Прилепина. КиноПоиск решил вспомнить, каким литературным произведениям последних лет повезло оказаться на киноэкране. «Восьмерка» была маленькой повестью о четырех омоновцах, а стала полуторачасовым кино про современных Ромео и Джульетту. Он — из ОМОНа, она — девушка криминального авторитета. За экранизацию полуавтобиографической истории Захара Прилепина взялся Алексей Учитель, который поручил сценарий Александру Миндадзе, а на главные роли взял не очень известных молодых актеров. Им легко поверить: простые и открытые лица обрамляет тусклая, слякотная действительность кануна нулевых. В стране, где вот-вот сменится президент, провинциальными городами заправляют бандиты, заводы закрываются, а в жизни главного героя Германа (Алексей Манцыгин) случается страстный роман с Аглаей (Вильма Кутавичюте). Но счастью их суждено быть коротким. «Восьмерка» — первое произведение Прилепина, получившее вторую жизнь на большом экране. Хотя писатель рассказывал, что он неоднократно продавал продюсерам права на экранизацию и других романов, вот только до стадии производства так и не дошло. Пример Захара Прилепина не единственный. Автор прошлогоднего фестивального хита «Географ глобус пропил» Алексей Иванов тоже не раз попадал в поле зрения кинематографистов, которые регулярно покупали у него права. Но до экрана добрался только «Географ». В преддверии премьеры «Восьмерки» вспомним, какие российские литературные произведения последних 20 лет счастливо (или не очень) перекочевали с книжной полки на экран кинотеатра или телевизора. Мария Семенова: «Волкодав» Поклонники романа «Волкодавом» Николая Лебедева остались недовольны: слишком далеко ушел сценарий от первоисточника. Кинокритики разгромили отрицательными рецензиями, отмечая лишь технические достижения и талантливо созданный мир. Тем не менее первый опыт в жанре русского фэнтези собрал огромную для отечественного фильма кассу в 20 млн долларов и стал вторым в списке самых кассовых фильмов 2006 года производства, уступив только сиквелу «Пиратов Карибского моря». Анна Старобинец: «Книга мастеров», «Страна хороших деточек» С детскими кинокартинами в отечественной киноиндустрии дела обстоят совсем неважно, и за инициативу экранизации сказок Анны Старобинец продюсеров можно лишь похвалить. Обидно только, что и «Книга мастеров», и «Страна хороших деточек» вряд ли могут сравниться по качеству не только с голливудскими картинами для детей, но и с лучшими образцами советского детского кино. Зрительский рейтинг пользователей КиноПоиска (ниже 5 баллов из 10 в обоих случаях) это только подтверждает. Илья Бояшов: «Белый тигр» Повесть «Танкист» петербургского преподавателя истории, писателя и лауреата премии «Национальный бестселлер» Ильи Бояшова так впечатлила Карена Шахназарова, что он отважился снять военно-мистическую картину о танке-призраке. Лента стала самой крупнобюджетной в фильмографии режиссера и была выдвинута от России на соискание премии «Оскар», однако в шорт-лист претендентов на статуэтку не вошла. Зато собрала множество призов на фестивалях и заработала четыре «Золотых орла». Сергей Лукьяненко: «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Азирис Нуна» «Дозоры» Тимура Бекмамбетова по-хорошему взорвали российский прокат, вдруг обратив придирчивый взгляд зрителя в сторону отечественной продукции. Легко проверить его влияние на массовое сознание простым способом, достаточно припомнить текст песни про Антона Городецкого. Многие с удивлением обнаружат, что помнят его наизусть, как и марку рекламируемых в кадре пельменей. «Дозоры», казалось бы, прорубили дверь для российского фантастического кино, вот только войти в нее после Бекмамбетова решились единицы. Денис Осокин: «Овсянки» Двое мужчин едут хоронить жену одного из них по древнему языческому обычаю, по пути делясь друг с другом воспоминаниями. Денис Осокин написал для Алексея Федорченко сценарий по своей же повести, и это поэтическое роуд-муви прогремело сначала на Венецианском кинофестивале, а затем удостоилось похвалы критиков на родине. Высокую оценку (4 из 4) «Овсянкам» дал даже американец Роджер Эберт, которого история «тронула до глубины души». Андрей Геласимов: «Жажда», «Мой любимый раздолбай», «Дом на озерной» Самой примечательной из всех картин по романам Геласимова (кстати, автор адаптировал их для кино сам) можно назвать вышедшую недавно «Жажду». К рассказу о молодых ветеранах Чеченской войны и критики, и публика отнеслись благосклонно, а актерский состав даже отметили (впрочем, только дипломом) на «Кинотавре». Но награды не так важны, как отзывы выходящих из зала зрителей, а они долго не отпускали съемочную группу после премьеры в Сочи и благодарили за фильм. Тем, кто знаком с творчеством Геласимова, наверняка хотелось бы увидеть на экране «Степных богов» — получивший премию «Национальный бестселлер» роман о жизни забайкальских подростков и японских военнопленных сразу после окончания Великой Отечественной войны. Оксана Робски: «Про любoff» Киноверсия истории покорения Москвы и отдельно взятого мужчины с Рублевки серой мышкой из провинции вышла в конце нулевых, когда гламур столичных богатеев хоть никуда и не делся, но стал уже куда менее экзотичным. Впрочем, в своем режиссерском дебюте Ольга Субботина хотела показать не жизнь богатых и знаменитых, а простую историю «о любви и иллюзиях». Такому непритязательному описанию картина вполне соответствует. Виктор Пелевин: «Generation П», «V Ампир» Многие, включая, кажется, самого писателя, крутили пальцем у виска: мол, Пелевина экранизировать невозможно. Виктор Гинзбург наплевал на все предрассудки, встретился с автором, объяснил ему свое видение проекта и получил добро. Фильм «Generation П» вышел в 2011 году, и Пелевину в итоге понравился, а вот критики и читатели разделились в оценках. Хотя положительных было все-таки больше. Гинзбурга хвалили за то, что ему удалось передать атмосферу романа и сохранить главное — его сатирическое звучание. На «Generation П» режиссер решил не останавливаться и уже готовит экранизацию романа «Empire V» о молодом вампире. Сергей Минаев: «Духless» За права на роман-бестселлер Сергея Минаева развернулась нешуточная борьба, в которую вступил и продюсер Петр Ануров. Он сразу понял, что «Духless» — идеальная для кино книга, в ней есть и яркий главный герой, и узнаваемые второстепенные персонажи, и знакомые зрителям реалии. Производство картины затянулось (вмешался кризис), дату релиза несколько раз переносили, однако в октябре 2012 года «Духless» с Данилой Козловским в главной роли все-таки дошел до зрителя, собрал внушительные для российского фильма 13 млн долларов и даже подготовил почву для сиквела. Вторая часть (рабочее название — «Downшифтер») будет снята уже по оригинальному сценарию, а не по книге, хотя среди авторов Минаев все же значится. Владимир Кунин: «Сволочи» С экранизацией повести Владимира Кунина «Сволочи» связано множество скандалов, главным из которых стал отказ Владимира Меньшова вручать картине награду на премии MTV Россия. «Я не собираюсь вручать приз фильму, который позорит мою страну», — сказал тогда режиссер. В повести, которая увидела свет в 2003 году, рассказано о советских подростках, беспризорниках и сиротах, которых во время Второй мировой войны готовили как диверсантов-смертников. Сам автор сначала утверждал, что описанные им события имеют автобиографический характер, а потом стал говорить, что сюжет полностью вымышлен. Споры о том, насколько вероятной является история детей-диверсантов, до сих пор теплятся. Виктор Пронин: «Ворошиловский стрелок», «Женская логика», «Гражданин начальник» «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, за роль в котором Михаил Ульянов получил «Нику», снята по роману Виктора Пронина «Женщина по средам». По произведениям Пронина в нулевые сняли еще два добротных сериала с отличными актерскими составами — «Женская логика» про отечественную мисс Марпл и «Гражданин начальник» про скромного следователя прокуратуры со смешной фамилией. Людмила Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» Сериал «Казус Кукоцкого», снятый Юрием Грымовым, дошел до зрителя и получил премию «Ника», а вот ждет ли столь счастливая участь детскую картину «Год белого слона» того же режиссера — неизвестно. Картину по пьесе Людмилы Улицкой отсняли за 30 съемочных дней в 2010 году, в 2011-м Грымов у себя в ЖЖ опубликовал фрагмент чернового монтажа, а после этого проект словно сквозь землю провалился. Похоже, надеяться на его возрождение не стоит. Борис Акунин: «Азазель», «Турецкий гамбит», «Шпион» и другие Произведения Бориса Акунина являются неисчерпаемым источником вдохновения для российского кинематографа, а его самого легко можно назвать едва ли не самым экранизируемым современным автором, пишущим на русском языке. О качестве постановок его романов на телевидении и в кино читатели не перестают спорить, а продюсеры тем временем готовят новые фильмы — «Декоратора» про загадочного маньяка с Данилой Козловским в роли Эраста Фандорина и «Беллону» о Крымской войне. Павел Санаев: «Похороните меня за плинтусом» Повесть Павла Санаева полюбилась читателям и приобрела чуть ли не культовый статус, но экранизация, по мнению самого автора, серьезно извратила оригинальное произведение. Санаев не раз говорил журналистам, что картина Снежкина сделана без уважения к первоисточнику и его героям. «С такой режиссерской вольностью можно, экранизируя „Анну Каренину", в финале отправить героиню не под поезд, а грабить банки», — возмущался писатель в интервью «Российской газете». Олег и Владимир Пресняковы: «Изображая жертву» Кирилл Серебренников сначала поставил пьесу братьев-драматургов на театральной сцене МХТ, а потом снял кино, практически не меняя актерский состав спектакля. Абсурдная комедия про убийц и жертв, знаменитая матерным монологом капитана милиции в исполнении Виталия Хаева, безболезненно перенесла пересадку с языка театрального на кинематографический и по-прежнему остается одним из самых смешных киновысказываний о современной России. Алексей Иванов: «Географ глобус пропил» Премьеру «Географ глобус пропил» по роману Иванова постоянно откладывали и переносили, заставляя поклонников творчества уральского писателя томиться от ожидания. Когда же фильм наконец-то показали на «Кинотавре», сразу стало ясно: это не просто кино, это событие. Затем последовали интерес зрителей, приличная касса, а также масса призов и наград. Удручает одно: у Алексея Иванова еще много прекрасных произведений, но экранизировать их продюсеры не спешат. Дина Рубина: «Синдром Петрушки», «Любка», «Двойная фамилия», «На Верхней Масловке» Произведения Дины Рубиной так и просятся на кинопленку, но все фильмы по ее романам и повестям отчего-то не попадают на экран радара массовой публики, несмотря на актеров уровня Алисы Фрейндлих, Евгения Миронова и Елены Лядовой. Чаще всего писательница сама адаптировала для кино свои тексты, пристально следя за тем, как созданные ею персонажи обретают жизнь благодаря актерам. Сейчас в Санкт-Петербурге снимается фильм по ее недавнему роману «Синдром Петрушки», и Рубина посетила площадку, чтобы познакомиться с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, занятыми в главных ролях. Писатели на ТВ Василия Аксенова сложно назвать современным писателем, однако нельзя не упомянуть, что его роман «Московская сага», написанный в начале 1990-х, в середине нулевых поставил Дмитрий Барщевский с Юрием Соломиным и Инной Чуриковой в главных ролях. Елена Яковлева была неочевидным выбором на роль проницательного майора милиции Каменской, однако телефильмы по детективам Александры Марининой в целом достаточно точно и увлекательно перенесли на экран хитросплетения сюжетов первоисточника. Телевидение вообще с жадностью накинулось на авторов популярной литературы в мягких обложках, предлагая зрителям многочисленные сериалы по произведениям Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой. Екатерина Вильмонт, по романам которой сняли четыре сериала, не раз признавалась, что к экранизациям у нее масса претензий. Популярный и плодовитый автор Олег Рой тоже не остался без внимания телепродюсеров. «Дом без выхода» и «Индус» основаны на его романах. Жанра городского фэнтези телеканалы, видимо, побаивались, однако недавно на экраны вышла адаптация серии Вадима Панова «Тайный город». «Синдром Феникса», «Участок», «Я не я» — этим произведениям Алексея Слаповского повезло стать основой одноименных сериалов и получить солидную долю телевизионной аудитории. Источник | |
Использование материалов Time Stories на других ресурсах только с активной ссылкой на сайт.
Категория: Фильмы и сериалы | Просмотров: 376 | Добавил: Reverie | Теги: |